Развернуть
Аппарат акима города Жезказган
Официальный сайт государственного учреждения
Опубликовано: 14 февраля 2010

Историко-географические данные

Географическое положение

Город Жезказган расположен на древней земле Сарыарки, основная территория которой бескрайние равнины и долины, которые образуют общирную и необозримую степь. Поэтому у многочисленных народов с незапамятных времен Сарыарка получила название Великой степи. О ней много говорят и пишут, называя её «золотая степь», «золотая планета». Наиболее крупные недалеко расположенные горы- Улытау ( 1195 м .), с горного склона Улытау берут начало река Кара- Кенгир и ее притоки , а также Сары-Кенгир , Жыланды и Жезды, впадающие в Сарысу.

Это район медного оруднения. В растительном покрове сочетаются злаково - полынные, полынные и полынно- солянковые комплексы на светлокаштановых и бурых почвах.

Климат здесь резко континентальный и засушливый. Территория подвержена воздействию пыльных бурь. Зима холодная, а лето жаркое и сухое. Весна и осень короткие. Высокая степень континентальности и резко выраженная засушливость, объясняются прежде всего удаленностью от океанов и морей. Продолжительность вегетационного периода и количество солнечного тепла позволяет возделывать многие сельскохозяйственные культуры: яровую пшеницу, кукурузу, различные овощи.

Животный мир здесь очень богат: насчитывает 60 видов млекопитающих, 200 видов птиц, 20 видов рыб. Повсеместно распространены волк, лисица, корсак, светлый хорь, барсук, ласка, горностай, хомяк, заяц беляк. В водоемах есть ондатра.

 Исторические данные

Жезказган по праву называют медной жемчужиной страны. История города неразрывно связана с историей комбината. Первыми жителями Жезказгана – всего пятьдесят лет назад маленького поселка – были его строители и горняки.

Древняя казахстанская земля издавна славилась своими подземными сокровищами. Жезказганское медное месторождение было известно человечеству еще 3000 лет назад. Об этом говорят многочисленные разрезы открытых работ, плавильные печи, отвалы пород и руды. Более 2 миллионов тонн высококачественной медной руды выбрали из недр доисторические рудокопы. Но в дальнейшем эти разработки пришли в упадок. От тех далеких времен народная память донесла до нас название местности, давшей имя городу,- Жезказган, что означает «копай медь».

Прошли века. В 1771 году Центральный Казахстан посетила экспедиция барона Траубенберга. Один из участников экспедиции капитан Николай Рычков в своем дневнике писал, что в окрестностях Улытауских гор обнаружено «великое множество медных руд, копанных древними обитателями той страны; тако же находят признаки золота и серебряной руды».

Результаты экспедиции Траубенберга были настолько интересны, что район Жезказгана посетили еще несколько исследователей. Были даже попытки начать эксплуатацию месторождений.

В 1847 году екатеринбургский купец Никон Ушаков за 400 рублей арендовал у скотовода Батыра Бакасина огромную площадь, на которой были обнаружены признаки меди. Но ни Ушаков, ни затем Рязановы не имели достаточно средств для разведки и разработки богатейших медных залежей. Жезказган, как и многие другие месторождения полезных ископаемых России в начале ХХ века, оказался в руках иностранного акционерного капитала.

В 1909 году англичане приобрели у Рязанова Жезказганское месторождение и весной 1913 года начали подготовительные работы для строительства медеплавильного завода и обогатительной фабрики в Карсакпае.

Англичанам было невыгодно строить железную дорогу. Грузы, необходимые для строительства, доставлялись в Карсакпай от станции Джусалы за 400 верст на верблюдах. Оборудование, которое невозможно было перевезти на верблюдах, в ноябре 1914 года было отправлено «караваном». Что представлял собой «Караван»? От станции Джусалы в направлении Карсакпая был уложен рельсовый путь длиной в 13 верст. На него были поставлены 278 вагонов с пятью паровозами. Состав передвигался на 13 верст, затем путь разбирался и укладывался впереди заново. В октябре 1917 года «караван» прибыл в Карсакпай. В пути он пробыл три года.

Октябрьская революция положила конец хозяйничанью капиталистов как местных, так и иноземных. Народ стал хозяином своих богатств.

После гражданской войны в июне 1925 года организован Атбасарский трест цветных металлов, в который вошел Карсакпайский комбинат, а в ноябре 1928 года Карсакпайский медеплавильный завод выдал первую продукцию.

Одновременно в районе Жезказгана широко развернулись геологоразведочные работы. На основании данных разведчиков недр научная сессия Академии наук СССР в ноябре 1934 года признала Жезказганское меднорудное месторождение первым по запасам в стране.

Для успешного освоения медного края в первую очередь нужно было решить транспортную проблему.

Летом 1935 года начались изыскания трассы железной дороги, а уже в следующем году было начато её строительство. В канун празднования ХХ годовщины Октября ширококолейная железная дорога протяженностью 400 километров была доведена до Жезказгана.

Одновременно быстрыми темпами велась подготовка к строительству Жезказганского комбината.

В 1940 году началось строительство мощных эксплуатационных шахт «Покро-Центр», «Петро-Центр» и водохранилища.

Рос комбинат, а вместе с ним рос и благоустраивался поселок строителей и эксплуатационников, основанный в 1938 году. Строились новые дома, культурный и бытовые учреждения, организовывалось сельскохозяйственное производство вокруг Жезказганского промышленного района.

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз приостановило строительство Большого Жезказгана. Все силы, все внимание жезказганцев было направлено на увеличение выпуска продукции. За годы Великой Отечественной войны добыча медной руды была увеличена в несколько раз.

За самоотверженный труд рабочих, инженерно-технических работников и служащих в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов Жезказганскому комбинату 16 раз присуждалось переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. Это знамя за заслуги перед Родиной оставлено комбинату на вечное хранение.

После победоносного окончания Отечественной войны комплексное развитие комбината продолжалось стремительными темпами. В 1947 году начато строительство Жезказганской обогатительной фабрики, три секции которой были сданы в эксплуатацию в 1954 году. В 1955 году вступила в строй четвертая секция для переработки медносвинцовой руды.

Только за 10 послевоенных лет, с 1946 по 1955 год, было построено и сдано в эксплуатацию 6 шахт.

Неузнаваемо изменился Большой Жезказган. За 10 лет здесь было построено 108 тысяч квадратных метров жилой площади, Дворец культуры, 4 средние школы, 8 детских садов и яслей, несколько больниц и магазинов, хлебозавод, холодильник, проложено около 100 километров железных дорог, свыше 150 тысяч квадратных метров бетонных дорог, уложено 215 километров водопроводных и канализационных труб, введено в строй завод железобетонных изделий, два асфальтобетонных завода.

Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 20 декабря 1954 года рабочий поселок Большой Жезказган, в котором к этому времени проживало более 30 тысяч человек, был преобразован в город Жезказган.

За семь лет вступили в строй вторая обогатительная фабрика, теплоэлектроцентраль, несколько шахт, среди них шахта гигант № 55, крупнейший карьер открытых работ. Также были построены мясокомбинат, молочный завод, мелькомбинат, трикотажная фабрика. Жилая площадь благоустроенных многоэтажных домов составила 383 тысячи квадратных метров.

Особенно гордятся жезказганцы своим горнометаллургическим комбинатом, носящим имя первого президента Академии наук Казахской ССР Каныша Имантаевича Сатпаева.

Развивались сети образования и культуры. Одним из первых город Жезказган освоил телевидение. Был открыт вечерний факультет Карагандинского политехнического института, преобразованный в 1992 году в горно-технологический институт. Позже на базе этого института и Жезказганского педагогического института был открыт нынешний Жезказганский университет им О.А. Байконурова.

Придавалось особое значение развитию физкультуры и спорта. Действовали три стадиона. Футбольные команды «Горняк», «Металлург», «Енбек» не раз становились чемпионами республики, занимали призовые места во второй лиге команд тех времен. Развивалась рыбалка на реках Сарысу и Жезды. Город в степи был озеленен и соединен со всеми рабочими поселками и их подсобными хозяйствами асфальтированными дорогами, был построен современный аэропорт.

В 1973 году город Жезказган стал центром вновь организованной Жезказганской области. Город оказал большую помощь в становлении Улытауского района. Город стал бурно развиваться за счет создания областных организаций. Завершилось строительство Жезказганского медеплавильного завода, была построена обогатительная фабрика № 3, сооружались новые шахты-гиганты.

В период становления рыночной экономики суверенного Казахстана для сохранения, восстановления и дальнейшего развития горнометаллургического комплекса со всеми его вспомогательными предприятиями встал вопрос о привлечении инвестиций. В соответствие со стратегией восстановления, стабилизации и подъема национальной экономики, разработанной Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в республику был приглашены иностранные инвесторы. Стратегическим партнером стала известная в мировой экономической системе южнокорейская фирма «Самсунг», которая выделила в 1995 году свыше 200 млн.долларов США. Это позволило осуществить коренной перелом в жизни головного предприятия Жезказгана. В короткие сроки жезказганские горняки, обогатители и металлурги получили новые возможности выхода из создавшегося положения, а в горнорудном деле произошло перевооружение. Уже в 1998 году корпорация «Казахмыс» действовала по полной производственной программе. Параллельно стало функционировать государственное предприятие «Жезказганредмет», выпускающее особо дефицитное сырье и металлы.

Сегодня корпорация «Казахмыс» - предприятие истинно современного типа, соответствующее всем требованиям экономических реформ в Казахстане и рыночным законам. Корпорация стала крупнейшим производителем меди среди стран СНГ, а по объему производства входит в число мировых лидеров. Отличительной особенностью эффективной деятельности корпорации является ее превращение в многоотраслевую и самообеспечивающую, вертикально - интегрированную компанию, где имеется свой уголь, электроэнергия, мощная рудная база, огромный обогатительный передел и медеплавильные заводы.

 

С 2000 года наблюдался  рост благосостояния города, восстановление и расширение его инфраструктуры. При непосредственном участии, финансовой и технической поддержки корпорации «Казахмыс» полностью реконструированы: городской стадион «Металлург», площадь Первостроителей. 
 
В настоящее время ведётся строительство железнодорожной ветки «Жезказган — Саксаульская — Шалкар — Бейнеу», которая должна стать частью другого проекта — транзитного коридора «граница Китая — порт Актау — Баку — Грузия — Турция — страны Европы». Был принят и утверждён генеральный план развития города до 2035 года.