: 14 2010

Geographical location

Zhezkazgan city is located on the ancient earth of Saryarka, which basic territory are boundless plains and valleys which form enormous and vast steppe. Therefore at the numerous people Saryarka has received the name of Great steppe from immemorial time. It is often spoken of, it is named «gold steppe» or « gold planet». The largest nearest mountains are the  Ulytau (1195 m.), from the  hillside of the  Ulytau originate the  Kara- Kengir river and its inflows, and the  also Sary-Kengir, the  Zhylandy and  the Zhezdy running in the  Sarysu.
It is the copper region. In a vegetable cover are combined cereal - wormwood, wormwood and salt wormwood complexes on light-chestnut and brown soils.
Climate here sharply continental and droughty. The territory is subject to influence of dusty storms. Winter is cold and summer is hot and dry. Spring and autumn is short. High degree of continentality and sharply expressed dryness, are explained first of all by remoteness from oceans and the seas. Duration of the vegetative period and quantity of solar heat allows to cultivate many crops: spring-sown field, corn, various vegetables.
The fauna here is very rich: totals 60 species of mammals, 200 birds, 20 species of fish. The wolf, fox, a light polecat, a badger, caress, an ermine, a hamster, a hare a white hare are everywhere widespread. In reservoirs there is a muskrat.
Historical data
Zhezkazgan is called a copper pearl of the country. The history of the city is inseparably linked with combine history. First inhabitants of Zhezkazgan only fifty years ago the small settlement were his builders and miners.
In 1771 the Central Kazakhstan was visited expedition of baron Traubenberg. One of participants of expedition captain Nikolay Rychkov in the diary wrote that in vicinities of Ulytau mountains the great variety of copper ores, ancient inhabitants of that country is revealed "; also find signs of gold and silver ore".
In 1847 the Ekaterinburg merchant Nikon Ushakov for 400 rubles rented the huge area on which copper signs were found in the cattle-farmer of Batyr Bakasin. But Ushakov, then Ryazanova had no enough means for investigation and development of the richest copper deposits. Zhezkazgan, as well as many other mineral deposits of Russia at the beginning of the XX century, appeared in hands of the foreign share capital.
In 1909 British got the Zhezkazgan field at Ryazanov and in the spring of 1913 began a preparatory work for construction of copper-smelting plant and concentrating factory in Karsakpai.
October revolution put an end to a heading of capitalists of  local and overseas. The people became the owner of the riches.
After civil war in June, 1925 the Atbasar trust of non-ferrous metals which included Karsakpay combine is organized and in November, 1928 the Karsakpay copper-smelting plant gave out the first production.
At the same time near Zhezkazgan prospecting works were widely developed. On the basis of these scouts of a subsoil scientific session of Academy of Sciences of the USSR in November, 1934 recognized the Zhezkazgan copper-ore field the first on stocks in the country.
Researches of the route of the railroad began summer of 1935 and next year its construction was begun. On the eve of celebration of the XX anniversary of October the  railroad 400 kilometers long was brought to Zhezkazgan.
In 1940 construction of powerful operational mines "Pokro-Centre", "Petro-Centre" and a reservoir began.
The combine grew and together with the settlement of builders and the operators, based in 1938 grew and equipped with modern conveniences. New houses were under construction, cultural and household establishments, agricultural production round the Zhezkazgan industrial region was organized.
Treacherous attack of fascist Germany to the Soviet Union suspended construction of Big Zhezkazgan. All forces, all attention of citizens was directed on increase in output. For years of the II World War production of copper ore was increased several times.
For dedicated work of workers, technical officers and employees in the period of the Great Patriotic War of 1941 - 1945 to Zhezkazgan combine of 16 times the passing Red banner of the State committee of defense was awarded. This banner for merits before the Homeland is left to combine on eternal storage.
After the victorious termination of Patriotic war complex development of combine proceeded prompt rates. In 1947 construction of the Zhezkazgan concentrating factory which three sections were put in operation in 1954 is begun. In 1955 the fourth section for processing of ore became operational.
Unrecognizably Big Zhezkazgan changed. In 10 years 108 thousand square meters of living space, Palace of culture, 4 schools, 8 kindergartens and a day nursery, some hospitals and shops, a bakery, the refrigerator here were constructed, about 100 kilometers of the railroads, over 150 thousand square meters of concrete roads are laid, 215 kilometers of water and sewer pipes are laid, put into operation plant of the ferroconcrete products, two asphalt concrete plants.
The decree of Presidium of the Supreme Council Kazakh SSR of December 20, 1954 the working settlement Big Zhezkazgan in which by this time lived more than 30 thousand people, was transformed to the city of Zhezkazgan.
In seven years the second concentrating factory, combined heat and power plant, some mines, among them mine the giant No. 55, the largest pit of open works became operational. Also the meat-processing plant, dairy plant, knitting factory were constructed. The living space of well-planned multi-storey buildings made 383 thousand square meters.
Especially citizens are proud of the ore mining and smelting combine by name of the first president of Academy of Sciences of Kazakh SSR Kanysh Imantaevich Satpaev.
Education and culture networks are developed too. One of the first the city of Zhezkazgan mastered television. The evening faculty of the Karaganda polytechnical institute transformed in 1992 to mining technological institute was open. Later on the basis of this institute and Zhezkazgan teacher training college the present Zhezkazgan university was open by O.A.Baykonurova.
Special significance was attached to physical culture and sports development. Three stadiums worked. The soccer teams "Miner", "Metallurgist", "Enbek" became more than once champions of the republic, took prizes in the second league of teams of those times. Fishing on Sarysu and Zhezdy  rivers developed. The city in the steppe was planted trees and shrubs and connected to all working settlements and their subsidiary farms the asphalted roads, the modern airport was constructed.
In 1973 the city  Zhezkazgan became the center of again organized Zhezkazgan area. The city rendered the big help in formation of the Ulytau area. The city began to develop roughly at the expense of creation of the regional organizations. Construction of Zhezkazgan copper-smelting plant came to the end, the concentrating factory No. 3 was constructed, new giant mines were constructed.
During formation of market economy of sovereign Kazakhstan for preservation, restoration and further development of an ore mining and smelting complex with all its auxiliary enterprises there was a question of attraction of investments. In compliance with strategy of restoration, stabilization and lifting of the national economy developed by the President of the Republic of Kazakhstan by N.A.Nazarbaev in the republic I was foreign investors are invited. The South Korean firm "Samsung" known in world economic system which allocated over 200 million US dollars in 1995 became the strategic partner. It allowed to carry out fundamental change in life of head enterprise of Zhezkazgan. In short terms Zhezkazgan miners, dressers and metallurgists have new opportunities of an exit from the created situation, and in mining business there was a rearmament. In 1998 the Kazakhmys corporation worked according to the full production program. In parallel the state enterprise "Zhezkazganredmet" which is letting out especially
Today Kazakhmys corporation - the enterprise of truly modern type conforming to all requirements of economic reforms in Kazakhstan and market laws. The corporation became the largest producer of copper among CIS countries, and on output enters into number of world leaders. Distinctive feature of effective activity of corporation is its transformation in diversified and self-providing, vertically - the integrated company where there is the coal, the electric power, strong ore base, huge concentrating repartition and copper-smelting plants.
Since 2000 growth of welfare of the city, restoration and expansion of its infrastructure was observed.  With direct participation, financial and technical support of Kazakhmys corporation are completely reconstructed:  city stadium "Metallurgist", “The first builders” Square.
Now construction of a branch line "Zhezkazgan — Saksaul — Shalkar — Beyneu" which has to become part of other project — a transit corridor "border of China — Aktau port — Baku — Georgia — Turkey — the countries of Europe" is conducted. The master plan of a development of the city till 2035 was accepted and approved.

Развернуть
Аппарат акима города Жезказган
Официальный сайт государственного учреждения
Опубликовано: 14 февраля 2010

Историко-географические данные

Географическое положение

Город Жезказган расположен на древней земле Сарыарки, основная территория которой бескрайние равнины и долины, которые образуют общирную и необозримую степь. Поэтому у многочисленных народов с незапамятных времен Сарыарка получила название Великой степи. О ней много говорят и пишут, называя её «золотая степь», «золотая планета». Наиболее крупные недалеко расположенные горы- Улытау ( 1195 м .), с горного склона Улытау берут начало река Кара- Кенгир и ее притоки , а также Сары-Кенгир , Жыланды и Жезды, впадающие в Сарысу.

Это район медного оруднения. В растительном покрове сочетаются злаково - полынные, полынные и полынно- солянковые комплексы на светлокаштановых и бурых почвах.

Климат здесь резко континентальный и засушливый. Территория подвержена воздействию пыльных бурь. Зима холодная, а лето жаркое и сухое. Весна и осень короткие. Высокая степень континентальности и резко выраженная засушливость, объясняются прежде всего удаленностью от океанов и морей. Продолжительность вегетационного периода и количество солнечного тепла позволяет возделывать многие сельскохозяйственные культуры: яровую пшеницу, кукурузу, различные овощи.

Животный мир здесь очень богат: насчитывает 60 видов млекопитающих, 200 видов птиц, 20 видов рыб. Повсеместно распространены волк, лисица, корсак, светлый хорь, барсук, ласка, горностай, хомяк, заяц беляк. В водоемах есть ондатра.

 Исторические данные

Жезказган по праву называют медной жемчужиной страны. История города неразрывно связана с историей комбината. Первыми жителями Жезказгана – всего пятьдесят лет назад маленького поселка – были его строители и горняки.

Древняя казахстанская земля издавна славилась своими подземными сокровищами. Жезказганское медное месторождение было известно человечеству еще 3000 лет назад. Об этом говорят многочисленные разрезы открытых работ, плавильные печи, отвалы пород и руды. Более 2 миллионов тонн высококачественной медной руды выбрали из недр доисторические рудокопы. Но в дальнейшем эти разработки пришли в упадок. От тех далеких времен народная память донесла до нас название местности, давшей имя городу,- Жезказган, что означает «копай медь».

Прошли века. В 1771 году Центральный Казахстан посетила экспедиция барона Траубенберга. Один из участников экспедиции капитан Николай Рычков в своем дневнике писал, что в окрестностях Улытауских гор обнаружено «великое множество медных руд, копанных древними обитателями той страны; тако же находят признаки золота и серебряной руды».

Результаты экспедиции Траубенберга были настолько интересны, что район Жезказгана посетили еще несколько исследователей. Были даже попытки начать эксплуатацию месторождений.

В 1847 году екатеринбургский купец Никон Ушаков за 400 рублей арендовал у скотовода Батыра Бакасина огромную площадь, на которой были обнаружены признаки меди. Но ни Ушаков, ни затем Рязановы не имели достаточно средств для разведки и разработки богатейших медных залежей. Жезказган, как и многие другие месторождения полезных ископаемых России в начале ХХ века, оказался в руках иностранного акционерного капитала.

В 1909 году англичане приобрели у Рязанова Жезказганское месторождение и весной 1913 года начали подготовительные работы для строительства медеплавильного завода и обогатительной фабрики в Карсакпае.

Англичанам было невыгодно строить железную дорогу. Грузы, необходимые для строительства, доставлялись в Карсакпай от станции Джусалы за 400 верст на верблюдах. Оборудование, которое невозможно было перевезти на верблюдах, в ноябре 1914 года было отправлено «караваном». Что представлял собой «Караван»? От станции Джусалы в направлении Карсакпая был уложен рельсовый путь длиной в 13 верст. На него были поставлены 278 вагонов с пятью паровозами. Состав передвигался на 13 верст, затем путь разбирался и укладывался впереди заново. В октябре 1917 года «караван» прибыл в Карсакпай. В пути он пробыл три года.

Октябрьская революция положила конец хозяйничанью капиталистов как местных, так и иноземных. Народ стал хозяином своих богатств.

После гражданской войны в июне 1925 года организован Атбасарский трест цветных металлов, в который вошел Карсакпайский комбинат, а в ноябре 1928 года Карсакпайский медеплавильный завод выдал первую продукцию.

Одновременно в районе Жезказгана широко развернулись геологоразведочные работы. На основании данных разведчиков недр научная сессия Академии наук СССР в ноябре 1934 года признала Жезказганское меднорудное месторождение первым по запасам в стране.

Для успешного освоения медного края в первую очередь нужно было решить транспортную проблему.

Летом 1935 года начались изыскания трассы железной дороги, а уже в следующем году было начато её строительство. В канун празднования ХХ годовщины Октября ширококолейная железная дорога протяженностью 400 километров была доведена до Жезказгана.

Одновременно быстрыми темпами велась подготовка к строительству Жезказганского комбината.

В 1940 году началось строительство мощных эксплуатационных шахт «Покро-Центр», «Петро-Центр» и водохранилища.

Рос комбинат, а вместе с ним рос и благоустраивался поселок строителей и эксплуатационников, основанный в 1938 году. Строились новые дома, культурный и бытовые учреждения, организовывалось сельскохозяйственное производство вокруг Жезказганского промышленного района.

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз приостановило строительство Большого Жезказгана. Все силы, все внимание жезказганцев было направлено на увеличение выпуска продукции. За годы Великой Отечественной войны добыча медной руды была увеличена в несколько раз.

За самоотверженный труд рабочих, инженерно-технических работников и служащих в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов Жезказганскому комбинату 16 раз присуждалось переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. Это знамя за заслуги перед Родиной оставлено комбинату на вечное хранение.

После победоносного окончания Отечественной войны комплексное развитие комбината продолжалось стремительными темпами. В 1947 году начато строительство Жезказганской обогатительной фабрики, три секции которой были сданы в эксплуатацию в 1954 году. В 1955 году вступила в строй четвертая секция для переработки медносвинцовой руды.

Только за 10 послевоенных лет, с 1946 по 1955 год, было построено и сдано в эксплуатацию 6 шахт.

Неузнаваемо изменился Большой Жезказган. За 10 лет здесь было построено 108 тысяч квадратных метров жилой площади, Дворец культуры, 4 средние школы, 8 детских садов и яслей, несколько больниц и магазинов, хлебозавод, холодильник, проложено около 100 километров железных дорог, свыше 150 тысяч квадратных метров бетонных дорог, уложено 215 километров водопроводных и канализационных труб, введено в строй завод железобетонных изделий, два асфальтобетонных завода.

Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 20 декабря 1954 года рабочий поселок Большой Жезказган, в котором к этому времени проживало более 30 тысяч человек, был преобразован в город Жезказган.

За семь лет вступили в строй вторая обогатительная фабрика, теплоэлектроцентраль, несколько шахт, среди них шахта гигант № 55, крупнейший карьер открытых работ. Также были построены мясокомбинат, молочный завод, мелькомбинат, трикотажная фабрика. Жилая площадь благоустроенных многоэтажных домов составила 383 тысячи квадратных метров.

Особенно гордятся жезказганцы своим горнометаллургическим комбинатом, носящим имя первого президента Академии наук Казахской ССР Каныша Имантаевича Сатпаева.

Развивались сети образования и культуры. Одним из первых город Жезказган освоил телевидение. Был открыт вечерний факультет Карагандинского политехнического института, преобразованный в 1992 году в горно-технологический институт. Позже на базе этого института и Жезказганского педагогического института был открыт нынешний Жезказганский университет им О.А. Байконурова.

Придавалось особое значение развитию физкультуры и спорта. Действовали три стадиона. Футбольные команды «Горняк», «Металлург», «Енбек» не раз становились чемпионами республики, занимали призовые места во второй лиге команд тех времен. Развивалась рыбалка на реках Сарысу и Жезды. Город в степи был озеленен и соединен со всеми рабочими поселками и их подсобными хозяйствами асфальтированными дорогами, был построен современный аэропорт.

В 1973 году город Жезказган стал центром вновь организованной Жезказганской области. Город оказал большую помощь в становлении Улытауского района. Город стал бурно развиваться за счет создания областных организаций. Завершилось строительство Жезказганского медеплавильного завода, была построена обогатительная фабрика № 3, сооружались новые шахты-гиганты.

В период становления рыночной экономики суверенного Казахстана для сохранения, восстановления и дальнейшего развития горнометаллургического комплекса со всеми его вспомогательными предприятиями встал вопрос о привлечении инвестиций. В соответствие со стратегией восстановления, стабилизации и подъема национальной экономики, разработанной Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в республику был приглашены иностранные инвесторы. Стратегическим партнером стала известная в мировой экономической системе южнокорейская фирма «Самсунг», которая выделила в 1995 году свыше 200 млн.долларов США. Это позволило осуществить коренной перелом в жизни головного предприятия Жезказгана. В короткие сроки жезказганские горняки, обогатители и металлурги получили новые возможности выхода из создавшегося положения, а в горнорудном деле произошло перевооружение. Уже в 1998 году корпорация «Казахмыс» действовала по полной производственной программе. Параллельно стало функционировать государственное предприятие «Жезказганредмет», выпускающее особо дефицитное сырье и металлы.

Сегодня корпорация «Казахмыс» - предприятие истинно современного типа, соответствующее всем требованиям экономических реформ в Казахстане и рыночным законам. Корпорация стала крупнейшим производителем меди среди стран СНГ, а по объему производства входит в число мировых лидеров. Отличительной особенностью эффективной деятельности корпорации является ее превращение в многоотраслевую и самообеспечивающую, вертикально - интегрированную компанию, где имеется свой уголь, электроэнергия, мощная рудная база, огромный обогатительный передел и медеплавильные заводы.

 

С 2000 года наблюдался  рост благосостояния города, восстановление и расширение его инфраструктуры. При непосредственном участии, финансовой и технической поддержки корпорации «Казахмыс» полностью реконструированы: городской стадион «Металлург», площадь Первостроителей. 
 
В настоящее время ведётся строительство железнодорожной ветки «Жезказган — Саксаульская — Шалкар — Бейнеу», которая должна стать частью другого проекта — транзитного коридора «граница Китая — порт Актау — Баку — Грузия — Турция — страны Европы». Был принят и утверждён генеральный план развития города до 2035 года.