Развернуть
Аппарат акима города Жезказган
Официальный сайт государственного учреждения

«СБЫТЦЕНТР», или КОГДА КОНКУРЕНЦИЯ – ЭТО ПЛОХО

18 марта 2017

«СБЫТЦЕНТР», или

КОГДА КОНКУРЕНЦИЯ – ЭТО ПЛОХО

Считается, что конкуренция – это двигатель прогресса: соперничая друг с другом, компании развивают производство, выгодной ценой и высоким качеством товара или услуги привлекая на свою сторону покупателя. Однако, как оказалось, конкуренция может носить и негативный характер. Жители Жезказганского региона почувствовали это на себе! Оказывается, в конкурентной борьбе между двумя юридическими лицами «крайними» могут оказаться лица физические. Проще говоря, мы с вами. В любом случае граждане кому-то будут должны: либо ТОО «Жезказган энергосбыт», либо ТОО «Казэнергоцентр». Что делать? Кому платить? Кто прав? Кто виноват? Эти вопросы жителей региона достигли областного центра. Как итог – недавний визит в Жезказган и Сатпаев председателя Карагандинского областного общества защиты прав потребителей «Казахстан» Надежды Семеновны Мубаракшиной. В минувшую среду в здании Жезказганского филиала партии «Нұр Отан» состоялась встреча Надежды Семеновны с жителями медной столицы.

Встреча не задалась с самого начала. Малый зал, который был любезно предоставлен местными властями в качестве диалоговой площадки, не смог вместить всех желающих выслушать разъяснения общественницы. Само собой, жители города начали роптать. Почему нельзя выделить помещение побольше? Оказалось, именно сейчас большой зал здания занят – там проходил творческий вечер. Недовольство граждан стало расти. Особенно были недовольны те, кто стоял в коридоре. Неужели нельзя было рассчитать время встречи так, чтобы оно не пересекалось с другими мероприятиями? Малый зал явно не подходил для события такого масштаба. Что делать? Переносить мероприятия на завтра? Кто-то из присутствующих даже предложил выйти на улицу и устроить собрание там. Однако от этой затеи быстро отказались – не посчитают ли правоохранительные органы за митинг подобное скопление людей? В общем, было решено дождаться окончания творческого вечера. Ждали около 20 минут. Несмотря на это у жителей меднорудной столицы теплилась надежда – возможно, их ожидания будут вознаграждены! Все взоры были устремлены на гостью из Караганды.

Оказалось, председатель Карагандинского областного общества защиты прав потребителей «Казахстан» – не такая уж и гостья нашего города: Надежда Семеновна некоторое время назад жила в Жезказгане. Кстати, здесь до сих пор живут ее близкие родственники. Таким образом, проблема, с которой столкнулись жезказганцы, она считает и своей тоже. Занялись этим вопросом общественники областного центра с октября прошлого года. За это время – не без их помощи – суд признал тарифы ТОО «Жезказган энергосбыт» завышенными и обязал предприятие сделать перерасчет и возвратить незаконный доход потребителям.

Эту же мысль озвучил и представитель антимонопольного департамента. Работу, которую должна была выполнить эта служба, выполнена: тариф ТОО «Жезказган энергосбыт» признан незаконным, предприятие в судебном порядке обязали вернуть полученный в результате этого доход. А это почти 3 миллиарда тенге! Решение суда по этому делу есть, и оно в пользу потребителей. Далее свою работу должны делать судебные исполнители – именно они, а не антимонопольный департамент, осуществляют исполнение данного решения суда.

Конечно, все внимание собравшихся переключилось на судебных исполнителей. Почему решение суда до сих пор не исполнено? Сколько можно ждать перерасчет? Почему это предприятие до сих пор работает с населением по старому (незаконному!) тарифу? На вопросы граждан отвечал старший судебный исполнитель Жезказганского территориального отдела Оралбаев Рустем Куанышевич. По его словам, все не так просто. Оказывается, у ТОО «Жезказган энергосбыт» просто нет собственности, на которую можно было бы произвести арест. А можно ли отдать долг, если у тебя ничего нет? Как вообще предприятие планирует вернуть незаконно полученный доход? В связи с тем, что представители ТОО «Жезказган энергосбыт» на встречу не явились, вопросы граждан, к сожалению, так и остались без ответа.

Зато на вопросы собравшихся отвечали представители другой энергопередающей организации – «Казэнергоцентр». Но, судя по реакции зала, ситуацию они так и не прояснили. По словам юристов «Казэнергоцентра», их организация снабжает электроэнергией всех бытовых потребителей. То есть все мы, хотим того или нет, с февраля прошлого года (!) являемся потребителями «Казэнергоцентра». Даже если платим в «Жезказган энергосбыт». Но зачем тогда на рынке вторая организация? Для видимости конкуренции? Причем в зале звучали разные цифры: кто-то говорил о том, что услугами «Казэнергоцентра» пользуются 100% бытовых потребителей электричества Жезказганского региона, кто-то – что 99%... Кому же посчастливилось быть в числе того самого одного процента? Может быть, мне? Или вам? Может, нам всем? Снова риторические вопросы…

Естественно, жители не оставили без внимания еще одну наболевшую тему – тепловодоснабжение: люди задавали вопросы, связанные с ПТВС. Безусловно, больше всего жезказганцев волнует установка счетчиков на тепло (или так называемых «кустовых приборов»). Кто выбирает, какие счетчики устанавливать? Что делать, если цена счетчиков умышленно завышена? А если он вышел из стоя по вине установщика? Неужели придется снова устанавливать прибор, к тому же за свой счет? Вопросов было даже больше, чем по энергопередающим организациям. Разумеется, сразу на них ответить Надежда Мубаракшина не смогла. Для того, чтобы разговор по каждому случаю был предметным, необходимо письменное обращение в ее организацию. К тому же, по словам общественницы, установка приборов учета – реалии сегодняшнего дня: их устанавливают в Караганде, их установят и здесь. Это лишь вопрос времени. Конечно, можно его не ставить, но тогда, предупреждает Н. С. Мубаракшина, тариф будет очень высоким.

Некоторые граждане с разочарованием на лице стали покидать зал еще до окончания встречи – они явно не это хотели сегодня услышать. Но были и те, кто, дождавшись конца мероприятия, решили поделиться со своими проблемами лично с Надеждой Семеновной. Стоит отметить, что она никого не оставила без внимания. Мы просто не могли не воспользоваться таким положением вещей и не задать общественнице из Караганды пару вопросов. Какую из энергопередающих организаций выбрать жителям? Ответ Надежды Семеновны прост: ту, тариф у которой ниже. К тому же, по словам председателя Карагандинского областного общества защиты прав потребителей, ТОО «Жезказган энергосбыт» потихоньку уходит с рынка: к примеру, в Улытауском районе ТОО «Казэнергоцентр» стало монополистом. О чем это говорит? Конечно, мы можем лишь предполагать. Но предположения эти не в пользу «Энергосбыта». Хорошо. Допустим, после этой встречи я захотел поменять «Жезказган энергосбыт» на «Казэнергоцентр». Однако последние заявляют, что я уже с февраля прошлого года являюсь их потребителем. Должен ли я «выбивать» из моей бывшей энергопередающей организации долг перед нынешней? Или – что еще хуже – заставят ли меня платить за электроэнергию «по второму кругу»? Этот вопрос, по словам Надежды Мубаракшиной, находится на стадии обсуждения с ТОО «Казэнергоцентр». Проблема должна решаться между компаниями – потребители, которые добросовестно платили по счетам, не имеют к этому никакого отношения. Возможен следующий сценарий: вместо граждан с ТОО «Жезказган энергосбыт» судиться будет ТОО «Казэнергоцентр». Думаю, это хорошая новость для жезказганцев! Задача потребителей – вовремя платить за услугу. Куда, какой компании – уже задача юристов энергопередающих организаций. У Надежды Мубаракшиной, как мы уже знаем, в Жезказгане осталось много родственников. Конечно, мы не могли не задать ей вопрос, куда они платят за электроэнергию. Надежда Семеновна честно ответила: некоторое время назад вся ее родня из меднорудной столицы перешла в «Казэнергоцентр».

А теперь – выбор за нами! Или у нас его уже нет